4
(1)

Часто бывает так, что в межсезонье возникает проблема передвижения по рекам и озерам, когда лед слаб, привычный снегоход проваливается, а лодка вязнет в ледяной каше. Рыбаки на больших озерах или в морях сталкиваются с подобным явлением и знают, насколько это опасно.

Несколько лет назад на территории Астраханской области случилась беда. В одну из осенних ночей ударил сильный мороз. Раскаты – пресноводная часть Каспийского моря – покрылась торосистым льдом. Рыбаки, вышедшие в море на лодках, оказались отрезанными от берега, в безвыходной ситуации. Лед не давал возможности лодкам двигаться, но был настолько тонок, что не выдерживал веса человека и проваливался под ним. Не в силах спастись, люди просто замерзали в лодках. Пограничная служба сообщила о десятках замерзших рыбаков. Этой трагедии могло и не случиться, если бы в распоряжении спасательной службы имелся такой транспорт, который мог передвигаться по льду, по воде, по снегу, преодолевать торосы.

А существуют ли вообще такие транспортные средства? Первое, что приходит на ум – это суда на воздушной подушке (СВП). Да, по ровному льду. По воде они идут с легкостью. Но даже не очень большие торосы для них уже непреодолимые препятствия. Кроме того, СВП не избавлены от контакта с поверхностью, что вместе с постоянной пеленой брызг, снега, возможностью обледенения, риском порвать «юбку» об острые торосы или примерзнуть ею ко льду или насту, заставляют искать другое решение проблемы.

Одним из таких решений можно считать применение аэросаней­амфибии «Патруль», которые выпускаются Саратовской фирмой «Торэкс».

Что же это за транспортное средство, которое может конкурировать одновременно со снегоходом, СВП и быстроходным аэроглиссером? Ну, сани, это наверное, только для зимы? Нет. По утверждению представителей «Торэкса» их аэросани­амфибия сочетают в себе свойства снегохода и аэролодки и превосходят по скоростным характеристикам, проходимости, живучести и простоте в эксплуатации суда на воздушной подушке. Именно ранней весной и в период ледостава «Патруль» раскрывает полный спектр своих возможностей. Когда участки тонкого льда перемежаются то открытой водой, то ледяными торосами, или когда начинается ледоход, ни на каком другом транспортном средстве по Волге не пройдешь. «Патрули» могут и должны эксплуатироваться круглый год.

История создания аэротранспорта уходит в начало прошлого века. В СССР первый аэроглиссер был построен в 1923 году под руководством молодого А.Н. Туполева. Эстафету подхватила общественная организации Автодор, построившая с 1929 по 1933 годы около 70 глиссеров, в том числе морской катамаран «Автодор13». Промышленностью был освоен серийный выпуск глиссеров «ОСГА­5» и «ОСГА­9». «ОСГА­9» вмещал 20 человек ходил со скоростью до 70 км/час.

Пик строительства аэросаней тоже пришелся на 20–30­е годы: освоение Крайнего Севера требовало быстроходного транспорта. Вспомните хотя бы знаменитые довоенные фильмы: «Вратарь» (там вся футбольная команда работает на заводе «Гидраэр» и строит аэроглиссеры) и «Семеро смелых», где аэросани «сыграли» одну из главных ролей. Но вот беда: и аэроглиссер, и аэросани являются транспортом сугубо сезонным. Первые попытки приспособить аэросани для использования в летнее время путем установки их на поплавки от гидросамолетов делались в нашей стране еще в предвоенные годы, но глиссировали такие конструкции плохо. Первую действительно работоспособную конструкцию гибрида глиссера и аэросаней («Надежда» А­3) создала в мае 1962 г. группа молодых инженеров КБ Туполева, работавшая под руководством талантливого конструктора Глеба Васильевича Махоткина. Серийный выпуск был начат 14 сентября 1964 г., и к началу 1965 г. в народном хозяйстве трудилось уже около 100 машин. Производство аэросаней «Надежда» продолжалось более 25 лет. Всего было построено более семисот амфибий.

В 2000 году Саратовская фирма «Торэкс» начала разработку аэросаней­амфибии «Патруль».Вот что рассказывал начальник КБ Георгий Дорфман: – Первый вариант «Патруля» был спроектирован за
2 месяца Дорфманом, Кульманом и Ватманом, техническая литература по этому вопросу практически отсутствовала. Было найдено всего две книги: одна называлась «Юным пионерам об аэросанях» и была издана в 1966 году, вторая представляла собой научный труд Новосибирского института гражданской авиации, была весьма заумна и малопригодна для практической работы. Но кое­какую информацию все же можно было почерпнуть, плюс огромную пищу для размышлений дали испытания нашей первой модели с двигателем Rotax, хотя поначалу они приводили в отчаяние. Оказалось, что спроектировать подобный аппарат на три порядка сложнее, чем, скажем, самолет той же мощности. Ведь у самолета есть крылья, он разгоняется, тем самым облегчает себя и взлетает, а тут – скорость большая, а снижения веса не происходит. Так что все удары и толчки присутствуют в полной мере, и чем сильнее бежишь, тем сильнее ударяешься. К тому же давно известно, что универсальная машина – это машина, которая все делает одинаково плохо. Так что приходится выбирать: либо скорость, либо проходимость, либо вместительность, либо маневренность. Эта машина является серьезным компромиссом между возможностью хорошо двигаться по снегу со льдом, воде, камышам и т.п. Весовая культура «Патруля» гораздо выше, чем у того же самого самолета, ведь пришлось, уложившись в небольшой вес, придать корпусу почти бронетанковую прочность. Причем он проектировался, прежде всего, для покупки, хранения, обслуживания и езды одним человеком, а главной задачей ставилась надежность, простота, комфортность, безопасность и экономичность. И это удалось воплотить. При известной сноровке его и на трейлер многие навострились, заплывая или заезжая, грузить в одиночку, в отличие, например, от «Хивуса»(СВП). Как шутят наши МЧС про «Хивус», погрузка на трейлер – нет траурней даты...

Проблема всех аппаратов – «пограничников» (т.е. работающих на границах разных сред – воды, льда, снега рыхлого и плотного, грязи) в том, что обувка у них одна на все случаи жизни и эти аппараты – сплошной ходячий компромисс. Отсюда конструкция таких аппаратов должна быть предельно лаконичной, ничего лишнего, аэродинамичной по мере возможности и простой, как топор. Поэтому при площади днища «Патруля», например, 5 кв.м и весе 1000 кг удельное давление на снег получается 200 кг/кв.м или 20 г/кв.см. При таком давлении вполне можно двигаться и без подушки. Вместо «юбки» появился 8 мм полиэтилен, под которым неплохо чувствуют себя 10 баллонов из ПВХ «Арктика» с автоматом подкачки. Листы днища со скользкой поверхностью крепятся на гибкой тросовой шнуровке к корпусу и могут гнуться каждый по-­своему при наезде на пенек. А надолго ли хватает такого днища? Есть машины с 6­-летним дном. Листы просто и быстро меняются. В кабине, закрытой «стеклами» из небьющегося поликарбоната, установлены 2 или 4 автомобильных кресла. Не мало ли это? Средняя загрузка транспортных средств по статистике не превышает 1,7 человек в машине, поэтому кресел 2 или 4, но на надувных сидениях можно сидеть в 3 ряда по трое, итого 9 человек. Сейчас аэросани изготавливаются по авиационным технологиям и выпускаются в трех вариантах: АСК с длиной корпуса 4500 мм; АСД с длиной корпуса 5200 мм; АЦ (аэроцикл с посадкой и управлением, как на снегоходе) с длиной корпуса 4500 мм. На свои изделия фирма устанавливает четыре типа двигателей: Subaru с объемом 2,5; 3,0; 3,6 литра и Toyota IUZ, мощностью 160, 210, 256 и 265 л. с. соответственно. Достаточно легкий ход позволяет развивать по снегу и льду скорость до 130 км/час и до 60 км/час по воде, выходить из воды на лед и обратно в воду, двигаться по пересеченной местности , преодолевая подъемы до 35 градусов. « Патруль» прошел сертификацию в 2003, 2006 и 2013 годах и выпускается серийно. На каждую машину выдается паспорт установленного государственного образца (ПСМ) для регистрации в Гостехнадзоре. В настоящее время изготовлено более 260 аэросаней «Патруль», которые эксплуатируются во всех регионах России.

Поэтому, несмотря на относительно высокую цену (а техника, выпускающаяся в количестве не более 10 штук в месяц, получается очень дорогой из­-за стоимости комплектующих, фонда зарплаты, аренды помещения, оплаты коммуналки и многого другого) «Патруль» можно с уверенностью рекомендовать тем, кто увлекается рыбалкой или охотой. А также работникам служб спасения и МЧС, нефтяникам и газовикам, организациям, обслуживающим трубопроводы, природоохранным организациям. Не в меньшей степени эти аппараты подходят и любителям драйва. То есть могут служить отличной альтернативой (или дополнением) таким «адреналиновым» аппаратам, как снегоход и аквабайк.

Еще больше на www.ohotik.net

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.