Top.Mail.Ru
4
(1)

  1. Главная
  2. /
  3. Арсенал охотника
  4. /
  5. Возрождение традиций русской охоты

Новый год принёс новое знакомство. Никольский Игорь Юрьевич — Председатель Русского Охотничьего Клуба, Председатель Ассоциации по возрождению традиций русской охоты «Русский охотничий клуб 1887». Во время нашей беседы Игорь Юрьевич познакомил с целью создания нового клуба.

Возрождение традиций русской охоты «Русский охотничий клуб 1887»

Цели создания Ассоциации призваны служить продолжению культурно-исторических традиций Русского охотничьего клуба созданного 12 июня 1887 года .

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

"...Охоту по справедливости должно почесть одним из главнейших занятий человека, — писал И.С. Тургенев. — Русские люди с незапамятных времен любили охоту. Это подтверждают наши песни, наши сказания, все предания наши. Да где же и охотиться, как не у нас: кажется, есть где и есть по чем. Витязи времен Владимира стреляли белых лебедей и серых уток на заповедных лугах. Мономах в завещании своем оставил нам описание своих битв с турами и медведями; достойный отец великого сына, один из мудрейших русских царей, Алексей Михайлович, страстно любил охоту».

Устные предания и изначальные образцы отечественной письменности уже содержат упоминания об охоте. Киевский князь Владимир Мономах (XII в.) в своем «Поучении» отводит охоте особый раздел, приравнивая охотничьи подвиги к подвигам на ратном поле. Охотничьи образы не раз встречаются и в «Слове о полку Игореве», безымянный автор которого показал себя не только охотником, но и зорким наблюдателем мира животных. В другом замечательном памятнике древнерусской литературы -«Задонщине» рязанца Софония (XV в.) фигурируют образы соколиной охоты: «А уже соколы и кречати, белозерские ястребы взлетеша под синие небеса... хотят ударити на многие стада гусиные и на лебеденые...» Русские следопыты и звероловы отличались мужеством, силой, ловкостью.Величавые былины, воспевающие богатырей, рисуют их не только непобедимыми воинами, но и смелыми охотниками. Народные сказки и песни донесли до нас облик русского охотника, смело идущего на медведя и вепря с копьем или рогатиной, метко добывающего «каленой стрелой» высоко пролетающую птицу. Охота — уходящее корнями в далекое прошлое занятие придворной знати. Для всех князей Древней Руси, всех Московских государей она была излюбленным развлечением. Охота на зверей и птиц развивала ловкость, меткость и силу, служила школой боевой жизни. Отправляясь охотиться на «лютого зверя» — медведя, зубра или тура — древнерусские князья вооружались копьем, луком и стрелами, защищались шлемом и щитом. Верхом на коне преследуя добычу, охотник становился отличным наездником, умело владеющим оружием, а значит — и хорошим воином. Еще в XII столетии Киевский князь Владимир Мономах наказывал сыновьям заниматься охотой, так как она дана Богом «на угодье человеком: на снедь и на веселие». На фресках Софийского собора в Киеве запечатлены разнообразные приемы охоты князей Древней Руси: пешая охота с собакой на белку и кабана, охота верхом на охотничьей лошади на медведя, охота с борзой на оленей и другие. О необычайных лесных богатствах Русской земли, изобилии пушных зверей, всевозможной дичи в дремучих лесах, рыбы в реках и озерах ходили легенды. Охотничий промысел был распространенным занятием на всей ее территории. Азарт охоты, поединка с сильным и хитрым лесным хищником, соревнование с другими охотниками в ловкости и количестве трофеев превращали охоту из промысла в развлечение и искусство.Нередко охоте придавалось и политическое значение, она занимала важное место в дипломатическом этикете. С течением времени охота все отчетливее становилась составной частью дворцового церемониала, призванного демонстрировать подданным и иноземным гостям блеск и величие, авторитет и могущество правительства и государства.Начиная с третьей четверти XVII столетия придворная охота превратилась в постоянное занятие русских царей. Это был особый мир со своими правилами, традициями, атрибутикой, модой, этикой и эстетикой. Поскольку главным действующим лицом царских охот был государь, то именно он являлся законодателем охотничьей моды, которой следовал весь двор. Как у всех охотников, у русских государей были свои любимые виды этой забавы. Царь Алексей Михайлович и императрица Екатерина II отдавали предпочтение соколиной охоте, Петр II увлекался псовой охотой, Анна Иоанновна и Елизавета Петровна любили птичью охоту, Александр II и Александр III были поклонниками больших зверовых охот на медведей, лосей, зубров, Николай II запомнился современникам как любитель ружейной охоты.Для государей охота была не просто интересным времяпрепровождением. Она представляла для них увлекательное состязание, азартную игру, для которых они сами устанавливали законы и правила.Для царских и императорских охот отводились специальные угодья — с охотничьими дворцами, зверинцами и штатом придворных егерей. Любимыми хотничьими резиденциями российских самодержцев были Измайлово, Коломенское, Царское Село, Гатчина, Ораниенбаум, Лисинская казенная дача, Беловежская пуща.Многие русские императоры не только питали страсть к охоте, но и увлекались коллекционированием оружия. По их заказу лучшие русские мастера изготавливали блестящие образцы охотничьего оружия. Послы и дипломаты преподносили российским самодержцам оружие в качестве подарков.

РУССКИЙ ОХОТНИЧИЙ КЛУБ , ЕГО ПРОШЛОЕ , НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Возрождение традиций русской охоты

Первое заседание Русского охотничьего клуба прошло 10 декабря 2019 года в гранд-отеле «Метрополь». Мероприятие носило камерный формат, количество гостей и членов клуба было не более 30 человек. Гости и члены клуба под дивертисмент классической музыки ознакомились с выставкой «Искусство охоты – Охота в искусстве», на которой были представлены оригинальные полотна как старинных фламандских мастеров, так и представителей классической русской школы живописи. Гости и члены клуба приняли участие в заседании Русского охотничьего клуба, посвящённом охоте на бурого медведя. На первом заседании выступил главный редактор «Русского охотничьего журнала» Михаил Кречмар. Присутствовала многократная чемпионка России и мира по стендовой стрельбе Анастасия Крахмалёва, которая руководила розыгрышем эксклюзивных призов от наших спонсоров: банка «Открытие Privat banking», Императорского фарфорового завода и завода «Азот-патрон». В завершение состоялся замечательный охотничий обед, меню которого было специально разработано шеф-поваром гранд-отеля «Метрополь», все блюда приготовлены из дичи, а посуда предоставлена Императорским фарфоровым заводом. Во время охотничьего обеда гости и члены клуба смогли также насладиться русским романсом в исполнении великолепной Анастасии Шугалей.Русский охотничий клуб был основан 12 июня 1887 года. Его основателем выступил русский зоолог, натуралист, кинолог и охотничий писатель Леонид Сабанеев из дворянского рода Сабанеевых. Учился в Московском университете и окончил курс наук кандидатом по естественному факультету. В 1876 году по инициативе и под непосредственным руководством Сабанеева Императорское общество охоты провело широкомасштабное исследование состояния охотничьего дела на всей территории России. С 1873 года Сабанеев приступил к изданию на собственные средства научно-популярного журнала «Природа и охота», пригласив участвовать в этом проекте профессора Московского университета М.М. Усова. Всего вышло в свет 17 прекрасно оформленных выпусков этого издания. В конце XIX века в Москве, как и в прочих городах России, создавались элитные охотничьи клубы, в числе которых был и Русский охотничий клуб. Открытие клуба, как сообщала «Охотничья газета» в № 1 за 1888 год, состоялось 4/16 января 1888 года. Размещался клуб сначала на Тверской, а с 1892 года – на Воздвиженке, дом 6, в городской усадьбе графа Шереметева.

Возрождение традиций русской охоты

В 1888 году клуб поддержал издание нового ежемесячного иллюстрированного журнала «Природа и охота», в котором публиковались практические заметки и наблюдения ружейных, псовых, конских и рыболовных охотников и охотников с ловчими птицами, вопросы естествознания. В постоянной рубрике «Охота по перу» и ружейных разделах освещались последние новинки, способы охоты, применяемые за границей. При клубе была открыта охотничья библиотека, для которой выписывалась вся отечественная и иностранная охотничья периодика. В Русском охотничьем клубе проходили различные  мероприятия,выставки,балы,музыкальные и литературные вечера, драматические представления. В клубе были кабинеты охотничьего оружия, снаряжения, моделей и снастей как охотничьих, так и рыболовных, кабинеты для коллекций чучел зверей, птиц, рыб и других относящихся к охоте и рыболовству предметов. Клуб имел систему присуждения различных наград и призов за достижения в области охоты, рыболовства: золотые и серебряные жетоны, медали. Устраивались экспозиции охотничьего оружия, выставки аквариумов и рыболовных принадлежностей. Проходили великолепные охотничьи обеды с приглашёнными лицами для чтения различных лекций, которые служили распространению среди членов клуба полезных сведений. Русский охотничий клуб имел целью предоставлять своим членам и их семействам возможность проводить свободное от занятий время с удобствами, приятностью и пользой, в изучении природы и гармонии с ней. Члены клуба имели право пользоваться тиром Александровского училища. Первоначально членами клуба состояло 156 человек, к началу XX века число их перевалило за 600 человек. В клубе состояли Великие князья, крупные государственные сановники, предприниматели, деятели науки и литературы, увлечённые охотой, в частности светлейший князь Д.Б. Голицын (с 1889 года – начальник Императорской охоты), князь Л.А. Шаховской, князь Д.А. Оболенский, князь А.А. Трубецкой, братья Рябушинские, князь А.И. Сумароков, граф С.А. Капнист, братья Бахрушины, В.А. Гиршман, В.А. Гиляровский, П.Д. Боткин, братья Морозовы, В.Д. Плевако, Н.А. Победоносцев, П.И. Щукин, В.С. Кочубей и многие другие аристократы и высокие чиновники. Деятельность клуба не ограничивалась только выездами на охоту, но представляла собой настоящую разнообразную клубную жизнь для членов клуба, их семей и гостей. Мне бы очень хотелось возродить подобное клубное общение среди людей, интересующихся охотой и традициями русской охоты. Помимо возрождения консервативной клубной институции, Русский охотничий клуб будет активно сотрудничать и поддерживать связи с охотничьими организациями в России и за рубежом; участвовать в организации и проведении научно-практических мероприятий, направленных на улучшение окружающей среды и дикой природы, возрождение культурно-исторического наследия традиций русской охоты; формировать в обществе бережное отношение к дикой природе; осуществлять издательскую деятельность; организовывать охоту в России и за рубежом и, безусловно, проводить один раз в году Охотничий бал, на котором смогут присутствовать все члены и гости Русского охотничьего клуба.

Идея клуба – предоставление качественного досуга членам клуба и их гостям в традиционном стиле, высокой клубной эстетике и эксклюзивности клубных событий. Большую роль здесь играют клубные правила и традиции. Клубная жизнь предполагает строгий ритм: это формирует клубную энергию, эстетику, традиции, а также клубную идентичность. Такой подход означает, что клубные мероприятия должны проходить регулярно и желательно в одни и те же дни недели, если нет особых причин для их переноса.В Русском охотничьем клубе есть два вида членства: почётный член Русского охотничьего клуба и член Русского охотничьего клуба. Почётным членом клуба может быть человек, внёсший существенный вклад в развитие клуба и получивший рекомендацию не менее двух учредителей клуба. Почётное членство освобождает от уплаты членских взносов и даёт приоритет в участии клубных программ и мероприятий. Членом Русского охотничьего клуба может стать человек, рекомендованный не менее чем двумя действующими членами клуба. Это членство предполагает уплату вступительного и ежегодного взноса. Клуб не имеет желания многократно увеличивать число членов, поэтому в год принимаются не более 10–15 человек.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.