Top.Mail.Ru
0
(0)

Многие из нас сталкивались с проблемой передвижения по рекам и озерам в межсезонье, когда лед слаб, привычный снегоход проваливается, а лодка вязнет в ледяной «каше». Рыбаки на больших озерах или в морях на значительном отдалении от берега часто сталкиваются с подобным явлением и знают, насколько оно опасно. Несколько лет тому назад на Каспийском взморье в Астраханской области наступило резкое похолодание. К ночи раскаты (пресноводная часть Каспийского моря) покрылись льдом. Рыбаки оказались отрезаны от берега. Пограничная служба сообщала о десятках замерзших рыбаков. Значит, есть острая необходимость в таком транспортном средстве, которое легко сможет передвигаться по снегу и льду, воде и камышу, болоту, холмам и торосам.

Разработкой и созданием такой необычной модели в 2000 году занялась саратовская фирма «Торэкс». Идея создания родилась, как это часто бывает, внезапно. Директор «Торэкса» Игорь Седов, большой любитель зимней рыбалки, рассказывал, как в марте 1999 года, посредине Волги, проломив тонкий лед, специальный трехосный вездеход оказался обездвиженным. И пока возились, пытаясь поставить его на лед, мимо протарахтели маленькие самодельные азросани: железное корыто, мотор от мотоцикла «ИЖ», небольшой гребной винт. Этот «агрегат» перебрался через майну, выбрался на лед и уехал. Случай вызвал желание создать аэросани собственной конструкции. Группа единомышленников включилась в работу. Большинство производившихся прежде моделей имело жесткое днище, и в качестве всесезонного универсального транспортного средства не годилось. Транспорт застревал на крутых неровностях, жестко двигался по волне, не говоря уже о движении по неровностям льда или почвы. Статья В.Войлошникова в журнале «Катера и Яхты» о забытой разработке одного из новосибирских НИИ, мягком днище для аэросаней, подсказала верное решение. Вскоре началась собственная разработка новой модели аэросаней, которую назвали «Патруль». При конструировании основной задачей ставилась надежность, простота, возможность обслуживания одним человеком, а также комфорт и безопасность. В 2002 году был создан первый опытный образец с двигателем Rotax, который, как оказалось, все же имел существенные недостатки – маленькая грузоподъемность, а при полной загрузке она еще и не выходила на глиссирование. Пришлось установить на изделие более мощный двигатель, изменить конструкцию днища. Так после модернизации появилась трехместная модель «Патруль» с двигателем Rotax 5XZ.

В 2003 году была получена лицензия ГИМС и начаты продажи. Конструктивно сани состоят из наружного стеклопластикового корпуса в виде плоскодонной лодки, под днищем которой продольно уложены 10 надувных баллонов из ткани ПВХ «Арктика». Под баллонами крепится на тросовой шнуровке пластиковое днище, выполненное из подвижных пластин, уложенных друг на друга с перекрытием в виде своеобразной чешуи. Гибкое пластиковое дно – удачное инженерное решение конструкторов фирмы «Торэкса», которые после начала разработки саней бились над конструкцией днища и правильным выбором материала для защиты амортизирующих баллонов. Было найдено оптимальное решение – фактически вечные, при правильной эксплуатации, полиэтиленовые 8­миллиметровые листы. Каждый из них имеет собственную подвижность в любом направлении и сглаживает удары по амортизирующим пневмобаллонам. Которые, к тому же, оснащены автоматической подкачкой до нужного уровня. Благодаря мягкому днищу особой конструкци аэросани легко перемахивают даже через вздыбленные пласты льда. Не снижая скорости, выходят из воды на лед. Наполненные воздухом баллоны, естественно, увеличивают плавучесть конструкции.

Аэросани изготавливаются по высоким авиационным технологиям и выпускаются в трех вариантах: АСК с длиной корпуса 4500 мм; АСД с длиной корпуса 5200 мм; АЦ (аэроцикл с посадкой и управлением, как на снегоходе) с длиной корпуса 4500 мм. В закрытой кабине установлены 2 или 4 автомобильные кресла. Кабина закрыта «стеклами» из небьющегося поликарбоната. Управление состоит из автомобильного руля и педали газа. Маневренность машины такова, что она на месте может разворачиваться на 360 градусов (радиус разворота – 0). Тормозов, как таковых, у аэросаней не предусмотрено. Нужно сказать, что за столетнюю историю аэросаней конструкторы для замедления хода перепробовали много различных конструкций, от выдвигающихся из днища зацепов до механизма разворота лопастей в конструкции винта. По различным веским причинам ни одно из известных решений на «Патруле» не применили. Но это совсем не значит, что двигающийся на скорости «Патруль» при необходимости нельзя остановить. При определенных навыках на аэросанях выполняется «полицейский разворот», и они тормозятся тягой винта.

На свои изделия фирма устанавливает четыре типа двигателей: Subaru с объемом 2,5; 3,0; 3,6 литра и Ttoyota 1UZ, мощностью 160, 210, 256 и 265 л. с. соответственно. Достаточно легкий ход позволяет развивать по снегу и льду скорость до 130 км/час и до 60 км/час по воде, свободно выходить из воды на лед и обратно в воду, двигаться по пересеченной местности, преодолевая подъемы до 35 градусов. Давление днища аэросаней на «поверхность дороги» от 15 до 20 г/см. Минимальная осадка позволяет двигаться по любому мелководью и даже пересекать небольшие открытые островные участки суши. К аэросаням предлагается специальный прицеп, который не станет лишним ни рыбаку, ни охотнику. «Патруль» прошел сертификации в 2003, 2006 и 2013 годах и выпускается серийно. На каждую машину выдается паспорт установленного государственного образца (ПСМ) для регистрации в Гостехнадзоре. В 2006 году на международном форуме «СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ» в Санкт – Петербурге фирма «Торэкс» стала лауреатом и получила золотую медаль за разработку аэросаней – амфибий. Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты Архангельской области наградил ООО «Торэкс» дипломом первой степени за создание уникального транспортного средства. По результатам сравнительных тестов, проведенных независимыми экспертами А. Лисочкиным (журнал «Катера и Яхты») и Л. Минделем (журнал «DRIVE») «Патруль» не имеет равных в своем классе среди аналогичных транспортных средств. В 2010 году ООО «Торэкс» принимало участие в проходившей в Нижнем Новгороде I–ой Всероссийской регате амфибийных судов и стало победителем на всех этапах, получив диплом «Самого быстроходного судна регаты». В 2012 году «Патруль» выиграл главный кубок III­ей Всероссийской регаты амфибийных судов «ВолгаХоверШоу». Сегодня можно с уверенностью утверждать, что аэросани «Патруль» являются универсальным транспортным средством, и его возможности находятся далеко за пределами возможностей обычных вездеходов, которые на его фоне представляются довольно скромными. «Патруль» можно рекомендовать тем, кто увлекается рыбалкой или охотой, а также работникам служб спасения и МЧС, нефтяникам и газовикам, организациям, обслуживающим трубопроводы, природоохранным организациям и многим другим. Не в меньшей степени эти аппараты подходят и любителям драйва. То есть могут служить отличной альтернативой (или дополнением) таким «адреналиновым» аппаратам, как снегоход и аквабайк. В настоящее время изготовлено более 260 аэросаней «Патруль», которые эксплуатируются во всех регионах России.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.