По профессии я музыкант. Может быть, поэтому часами сидел я, вслушиваясь в мелодическое пересвистывание рябчиков, порой нежное, порой возбужденное, с тонкими нюансами, с виртуозными, рассыпающимися переливами. Может быть, именно поэтому и увлекся я охотой на рябчика и особенно много поработал над созданием хорошего манка.
Самое сложное, разумеется, правильно исполнить ритмический рисунок «песни рябчика». Птица очень быстро распознает фальшь и не только не пойдет на плохое подманивание, но и перестанет отзываться.
«Песню рябчика» можно разделить на две части: первую — более продолжительную, и «окончание» — более короткое и весьма различное. Голос самки несколько ниже и ритмически проще, чем голос петушка, однако здесь требуется очень большая интонационная и динамическая тонкость.
Слогом это можно приблизительно изобразить так:
— 1-я часть – ту-иу-и!
— окончание – та-да
1-я часть состоит из одного длинного звука, который не всегда ровен на всем протяжении, иногда как бы «изламывается» в середине, а затем, постепенно усиливаясь и повышаясь, достигает кульминации, на которой резко обрывается. После маленькой паузы следует «окончание», в котором чаще всего различимы два коротких звука, причем предпоследний возможно ближе примыкает к последнему, как, выражаясь музыкальным языком, при пунктирном ритме.
Продолжительность 1-й части песни весьма различна.
В исполнении самки она займет примерно 3 шага в темпе быстрого походного марша:
— 1-я часть – ту-иу-и! (1-2-3_
— окончание – та-да (4)
Окончание же, приходящееся после паузы на четвертый шаг, нужно делать как можно короче.
Голос петушка сложнее и требует большой «технической виртуозности». Его 1-я часть состоит из двух длинных звуков, а окончание из трех и более:
— со счетом туу, туу, 1-2, 3-4
— окончание та, та-да, 5 и6
Особой виртуозностью поражают старые петушки:
— туу (1-2,3)
— ту-тагда-та (…4)
— та-та (5…)
— та-да (6)
Хотя «песню рябчика» и невозможно втиснуть ни в какой строгий ритм, но нотный рисунок несомненно дает более верную картину свиста. Каждый охотник может попросить любого музыканта помочь ему разучить «песню рябчика»; личные же наблюдения в лесу помогут ему окончательно усвоить ритмический рисунок песенки.
Евгений В.