Новые данные позволяют предположить, что, вопреки распространенному мнению, женщины также охотились на крупную дичь. [Из беседы Вивека В. Венкатарамана, доцента кафедры антропологии и археологии Университета Калгари.]
Археологические находки в Перу показали, что некоторые древние охотники на крупную дичь на самом деле были женщинами, что ставит под сомнение то, что научный писатель Джеймс Горман назвал «одним из наиболее распространенных представлений о древних охотниках-собирателях, а именно, что мужчины охотились, а женщины собирали».
Образ «человека-охотника» представляет собой представление о происхождении человечества, разработанное антропологами начала двадцатого века на основе их воображения и некоторых окаменелостей. Они считали охоту, которой занимались люди, главной движущей силой человеческой эволюции, давшей нашим предкам двуногость, большие мозги, инструменты и жажду насилия. Согласно этой точке зрения, охота также породила нуклеарную семью, когда женщины ждали дома, пока мужчины принесут мясо.
Как антрополог, специализирующийся на обществах охотников и собирателей, я был поражен обнаружением женских скелетов, захороненных с охотничьими принадлежностями для охоты на крупную дичь, явлением, которое поднимает важные вопросы о роли полов в то время. Но я обнаружил, что освещение этой новости в СМИ было особенно неточным. Журналистка Аннали Ньюитц отреагировала на это, написав: “фраза” Мужчина-охотник « создает образ древних обществ, где роли были строго определены: мужчины охотились, а женщины собирали. Сегодня эта теория, возможно, рушится» »
Фактически, эта теория умерла своей прекрасной смертью несколько десятилетий назад.
Истоки охоты
В 1966 году 75 антропологов (в том числе 70 мужчин) провели симпозиум под названием «Человек-охотник» в Чикагском университете, чтобы затронуть один из важнейших вопросов человечества : как жили люди до сельского хозяйства? Исследователи жили среди современных популяций охотников-собирателей по всему миру, от джунглей до тундры, и изучали их.
Именно на этой встрече реальные данные поколебали миф о человеке-охотнике. Ученые показали, что женщины работают столько же, сколько и мужчины, и что растения, собранные женщинами, имеют решающее значение в рационе охотников-собирателей. Передвижения охотников-собирателей определялись различными экологическими факторами, а не только дичью. И многие охотники-собиратели были довольно миролюбивыми и эгалитарными. Таким образом, охота была не единственной движущей силой и не единственной объединяющей теорией эволюции человека.
В конце 1970-х годов, когда антропологи проводили новые исследования охотников-собирателей и проявляли интерес к проблеме пола, миф о мужчине-охотнике потерял популярность.
Актуализировать убеждения
Более поздние исследования, тем не менее, подтвердили простое разделение труда среди охотников-собирателей: мужчины в основном охотятся, а женщины в основном собирают. Когда антрополог Кэрол Эмбер изучила 179 обществ, она обнаружила только 13, в которых женщины участвовали в охоте.
Но было бы ошибкой смешивать идею охотников-собирателей о том, что «большинство охотников-мужчины», с мифом о мужчинах-охотниках. Этот миф основан на предположениях, а не на серьезном эмпирическом исследовании.
Благодаря десятилетиям полевых исследований антропологи выработали более гибкий и широкий взгляд на человеческий труд. Согласно ей, женщины биологически не связаны со собирательством, а мужчины-с охотой. В середине 1980-х годов было обнаружено несколько случаев, когда женщины охотились в популяциях охотников-собирателей.
В этом контексте не следует удивляться тому, что во время археологических раскопок встречаются женщины-охотницы. Сосредоточение внимания на мужчине-охотнике позволяет избежать вопросов о том, как функционировало общество, в котором женщины охотились на крупную дичь. В конце концов, женщины прекрасно умеют охотиться, но в большинстве обществ охотников-собирателей они делают это крайне редко.
Охота и забота о детях
Одно из основных объяснений, предложенное в 1970 году феминистским антропологом Джудит Браун, заключается в том, что требования охоты вступают в противоречие со способностью заботиться о детях. Этот факт был подтвержден недавним исследованием женщин-охотников в традиционных обществах по всему миру. Авторы обнаружили, что беременные или кормящие женщины охотятся редко, а те, кто ухаживает за своими детьми, охотятся только в том случае, если кто-то может позаботиться об их детенышах или когда рядом с лагерем находятся охотничьи угодья.
Эти ограничения играют определенную роль в определении предпочтений в отношении риска. Среди охотников-собирателей охота, проводимая мужчинами, является рискованной, то есть сопряжена с высоким риском неудачи. Самцы часто охотятся в одиночку или небольшими группами и предпочитают охотиться на крупную дичь с помощью метательного оружия, что обычно требует быстрых перемещений на большие расстояния. Самки, с другой стороны, предпочитают охотиться группами и ищут мелкую и легко ловимую добычу ближе к лагерям, часто с помощью собак.
Женщины регулярно играют решающую роль в успехе охоты, проводимой мужчинами, будь то практическая или ритуальная поддержка. Мужья и жены иногда работают вместе. В этом случае женщины могут помочь поймать животное в ловушку, затем забить его до смерти дубинкой и отнести мясо домой. А в обществах, занимающихся охотой на крупную дичь, женщины оказывают поддержку охотникам, производя одежду, оружие и транспортное снаряжение. Они также могут принимать непосредственное участие в охоте, обнаруживая, а затем окружая дичь и направляя ее к месту убийства, как это наблюдается у охотников на северных оленей в высоких широтах и охотников на равнинных бизонов. По мнению авторов нового исследования, вероятно, именно таким образом перуанские женщины-охотницы убивали дичь.
Недавние взгляды на сбор растений позволяют понять, почему женщины могут вообще отказаться от охоты. Никто не оспаривает, что охота была сложной, но ранние антропологи обычно предполагали, что собирательство было простым и легким. Это предположение оказалось неверным. Как и охота, собирательство требует глубоких экологических знаний и навыков, которые приобретаются в обществе и культивируются на протяжении всей жизни.
Следовательно, охотники-собиратели сталкиваются с трудными выборами в отношении распределения тяжелой работы в течение 24-часового рабочего дня. В этом контексте экономические соображения показывают, что специализация окупается: скромные сравнительные преимущества — скорость и сила, а также несовместимость с уходом за детьми — могут привести к разделению труда, которое увеличивает общее количество продуктов питания в группе. С этой точки зрения решение женщин охотиться меньше, чем мужчин, может представлять собой рациональный выбор распределения усилий.
Батеки
Многие люди предполагали, что, не занимаясь охотой, женщины занимают более низкое положение. Но так ли это на самом деле?
Я веду свою работу среди народа батек, охотников и собирателей тропических лесов Малайзии, одного из обществ, считающихся наиболее равноправными в мире с гендерной точки зрения. Они живут в условиях небольшого материального неравенства, делятся едой, не любят насилия и подчеркивают индивидуальную автономию.
Когда наступает рассвет, мужчины-Батеки отправляются в поход, обычно в одиночку, чтобы охотиться на обезьян с помощью сарбаканов. Женщины собирают клубни или фрукты небольшими группами ближе к лагерю. Ничто не запрещает женщинам охотиться, как в случае с некоторыми охотниками-собирателями, где, например, им запрещено прикасаться к охотничьему оружию. Женщины-Батеки иногда присоединяются к коллективной охоте на бамбуковых крыс, но это все еще редкость. Однако есть исключения: некоторые девочки-подростки проявляют интерес к охоте на бакланов и занимаются этим до совершеннолетия.
Народ батек считает, что такое разделение труда объясняется неравенством сил, несовместимостью с уходом за детьми и различиями в специализации знаний. Охота имеет большое культурное значение, но знания женщин о местонахождении растений имеют решающее значение для принятия коллективных решений, таких как перенос лагеря. Батеки воспринимают себя как совместную и взаимозависимую группу, в которой каждый человек вносит уникальный и важный вклад в достижение общей цели.
За человеком-охотником
Вопреки тому, что можно было прочитать в средствах массовой информации, археологические находки, сделанные в Перу, хорошо соответствуют современным знаниям о том, как мужчины и женщины распределяли обязанности среди охотников-собирателей и что мотивировало это распределение. И это не имеет ничего общего с мифом о человеке-охотнике.
Перуанские охотники-собиратели были специалистами по крупной дичи, и они использовали приемы стрельбы из копья, которым, вероятно, было относительно легко научиться. Возможно, это позволило обеспечить более гибкое разделение труда и более широкое участие женщин в охоте, как это имеет место сегодня среди некоторых охотников-собирателей.
Социальное влияние этой информации неясно. Это связано с тем, что роль каждого в сборе пищи не имеет прямого отношения к его статусу или динамике власти. Новые исследования по таким малоизученным темам, как факторы, определяющие статус женщин, и рискованное экономическое поведение в традиционных обществах, должны пролить свет на этот вопрос. Но, как показывает случай с Батеками, в либертарианском и эгалитарном обществе статус и власть имеют мало общего с тем, чтобы приносить мясо.
Митяй Пичугин